Страничка психолога.


                Детские проблемы.   (шпаргалки для родителей)

Педагог-психолог МБДОУ №83 - Седых Елена Владимировна.

Хорошие манеры.

Постоянно:

- учите ребёнка любить людей

- не концентрируйте на нём внимание незнакомых людей

- любите и будьте внимательны друг к другу в семье

-дружелюбно научите его говорить «Здравствуйте» и «Спасибо!»

- не делайте замечания при посторонних, чтобы не смущать его.

Вы обязаны воспитать ребёнка таким, чтобы его любили люди!

Кризис 3-х лет.

Запаситесь терпением:

- он делаем всё на оборот

-он настаивает из-за упрямства

-он сделался строптивым

-он стремится всё делать сам

он в конфликте со всеми

он обзывает родителей

он становится деспотом

Ваше спасение – перевести все дела и отношения с ним в игру!

    Приступ ярости.

 Если малыш периодически впадает в ярость:

- не давайте ему сильно уставать

- вмешивайтесь в самом начале

- попросите его что-то сделать, например, подойти к Вам

- покажите что Вы поняли его состояние, но не позволите нарушать правила

- скажите: «Вижу, что ты рассердился, но в магазине кричать нельзя!»

 Нецензурные слова.

Если ребёнок ругается, то:

- он думает, что это очень остроумно и смело

- не показывайте ему, что Вы шокированы

-прервите его немедленно или дайте время позабавиться, а потом остановите

- скажите ему строго:

«Большинству людей и мне не нравятся такие слова, и я не хочу их слышать от тебя!»

   Фантазии.

В этом возрасте (3-4 года):

- ребёнок часто не различает реальное и выдуманное

- не браните его за бесконечные выдуманные истории

- если он постоянно живёт в мире фантазий, подумайте, может быть, ему не хватает внимания родителей и друзей?

В случае необходимости, ограничьте чтение сказок, пробудите в нём интерес к реальной жизни!

  Страхи.

- чувствительный ребёнок боится темноты, собак, смерти…

- это результат принуждения к еде, к горшку, страшных сказок, угроз, ругани или излишней опеки

-не высмеивайте, не разубеждайте его – это бесполезно

-выслушайте его с пониманием, покажите свою уверенность, что ему ничего не угрожает

- будьте ласковы и терпеливы.

  Родители тоже люди.

Помните, что:

- у Вас тоже есть свои нужды

- Вы не несёте вины за темперамент и характер ребёнка

-Вам не нужно отказываться от свободы и удовольствий

- Вы вправе ожидать от ребёнка благодарности

- Вы должны иногда сердиться и делать это открыто

- Вы должны твёрдо контролировать поведение ребёнка

   Грязь

Ребёнок:

-считает восхитительным копаться в земле и песке, плескаться в воде, ходить по лужам, сжимать в руках грязь

-если примет близко к сердцу запрет пачкаться или устраивать беспорядок, то вырастет излишне осторожным

Не пугайте его, не вызывайте отвращения.

   Самооценка.

Чтобы малыш уважал себя:

-иногда зовите ребёнка принцессой, тигрёнком, пиратом

-иногда обращайтесь полным именем (Александр, Анна…)

-говорите: «Давай вместе подумаем», «Что бы я без тебя делала!»

-избегайте слов: лентяй, поросёнок, плохой и т. д.

-обнимайте и целуйте его 7 раз в день, даже если он уворачивается и рычит.

  Жадность.

Ребёнок не делится игрушками:

-не отнимая, отвлеките его, предложив детям совместную игру

-если он сам отнимает игрушки, отправьте его играть со старшими детьми

-систематически приучайте его обмениваться игрушками

Приучая отдавать, избегайте больших «жертв» - дорогой для ребёнка или последней игрушки.

 

 

"Развитие коммуникативных способностей у дошкольников посредством включения в социально-ориентированную деятельность"

                                                                                   

На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность педагогического процесса. Это является актуальным, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Если у ребёнка сформирована не только мотивационно-потребительская сфера, развита познавательная активность, но и выработано умение строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, ему легче адаптироваться в новом коллективе, он быстрее усваивает вновь вводимые навыки общения. Поэтому уже в дошкольные годы значимо развивать у детей коммуникативные способности, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми. Коммуникативная компетентность дошкольника в содержании образовательных программ включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Старший дошкольный возраст становится своего рода ступенькой для перехода ребёнка в школу, что несёт в себе новые требования к умениям и навыкам общения

  К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому.

          Коммуникативные способности дошкольника во многом определяются развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, она отражает протекание мыслительных операций, эмоциональных состояний,  играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Практика показывает Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими. Анализ речевого развития дошкольников показывает увеличение детей с недостаточно развитым уровнем речевого развития. У детей может быть нарушена   как звуковая сторона речи, так и понятийная, включающая нарушения лексического запаса слов и грамматического строя. Словарь ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно не полноценен.   Дети  используют и понимают более простые средства невербального общения.

В трудах Л.С.Выгодского, М.И.Лисиной, А.В.Запорожца, Т.А.Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

М.И.Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка с взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со сверстниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе – коммуникативный. Условиями развития коммуникативных способностей дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка, формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками, совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка. Совместная деятельность может быть достаточно разнообразной. Одна из форм совместной деятельности-включение детей в социально-ориентированную деятельность.

Социально-ориентированная деятельность– это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребёнком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, и ее приспособление, «адаптацию» к культурным, психологическим и социологическим факторам. С другой стороны - процесс активного воспроизводства ребёнком  системы социальных связей за счет его активной деятельности, преодоления негативных влияний среды.Одной из форм социально-ориентированной деятельности является проведение социальных акций.

Социальная акция – один из видов социальной деятельности, целью  которой является - привлечение внимания общества к существующей социальной проблеме. С детьми старшего дошкольного возраста можно принимать участие в следующих видах социальных акций - исследовательские (проведение опроса разных групп населения); благотворительные (сбор вещей, книг и т. п. для передачи их целевой группе); социально–педагогические (воздействующие на изменение сознания, поведения, отношения определенной категории населения к чему – либо); патриотические (воспитывающие любовь и уважение к Родине, ее истории: прошлому и настоящему);  социокультурные (влияющие на уровень культуры, воспитывающие интерес к своей национальной культуре); трудовые (способствующие преобразованию, совершенствованию социального пространства посредством социально – значимой трудовой деятельности).

На наш взгляд такая форма работы позволяет  развивать не только коммуникативные отношения , коллективизм, сотрудничество, но и поможет  сформировать умение детей вести диалог, используя языковые средства звучащей речи и невербальные компоненты: жест, мимику, средства интонационной выразительности, развить связную речь; развивать творческие способности детей, психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение ,внимание.

В течении трёх лет мы провели акции-«Чистый берег», «Скажем ветеранам «Спасибо!», «Берегите птиц!»,«Взрослые, вас просят дети – мы жить хотимна чистой планете!»«Газеты к празднику». Каждая проведенная акция включала разные формы работы.

         В ходе подготовки и проведения акции «Чистый берег» нами были запланированы и реализованы следующие мероприятия: прогулка к заливу Белого моря, уборка мусора на берегу залива, проведена познавательная беседа «Как мусор вредит морю». На прогулке дети брали  интервью у жителей города: «Как горожане заботятся о родном городе». Совместно с родителями изготовили плакаты, использовали детские рисунки на тему: «Берегите живое!»  и провели прогулку – акцию «Чистый берег».

Анализируя проделанную работу  можно сделать вывод о том, что эта форма работы действительно помогает развивать следующие виды коммуникативных умений- информационно-коммуникативные .У детей сформировалось умение вступать в общение, слушать  речь, задавать вопросы, активно вступать в диалог, пользоваться формами речевого этикета, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения. Регуляционно - коммуникативные.  Дети научились согласовывать свои действия, потребности с партнером по общению, регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. Аффективно-коммуникативные. У детей появилось стремление делиться своими чувствами с партнерами по общению, оценивать эмоциональное поведение друг друга.